"Турист"

                     ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
Туризм, спортивное ориентирование и выживание в условиях вынужденной автономии.
Составил: учитель физической культуры Ерёмин П.А.






















                                                        п.Тарбагатай

2013 г.

Пояснительная записка.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается создание системы специализированной подготовки, а именно введение профильного обучения. Оно ориентированно на дифференциацию и индивидуализацию обучения, поэтому каждому школьнику должна быть предоставлена возможность создания и осуществления собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин.
Основными целями профильного обучения являются:
-  создать условия с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных программ ;
-способность установлению равного доступа к полноценному образованию в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием .
Программа элективного курса: «Туризм, спортивное ориентирование и выживание в условиях вынужденной автономии », носит интегрированный характер, т. к. в её основе лежит овладение знаниями, умениями и навыками отдельных вопросов таких дисциплин как: психологии, теории и методики физического воспитания, основ безопасности жизнедеятельности.
Цель программы:
-  создать условия для овладения школьниками прикладными системами физических упражнений, ориентированных на использование в самостоятельных формах организации физической культуры;
-  обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
-  формирование мотивов выбора профессии.
















                              
                               Учебно - тематический план.
Название раздела, темы
Кол-во
часов
1.
Медико-биологические основы
4.
1.1.
Влияние занятий физическими упражнениями на
организм
человека
1.
;
1.2.
Роль и значение занятий физической культурой и спортом в укрепление и сохранение здоровья
1.
1.3.
1
Основы медицинских знаний и оказания первой доврачебной помощи
2.
2.
Теоретические аспекты занятий туризмом и спортивным ориентированием
7.
2.1.
Краеведение
1.
2.2.
Основы топографии и ориентирования
2
2.3.
Основы туристических знаний
о
2.4.
Безопасность и выживание в экстремальных условиях
7
3.
Практический курс
15- --
3.1.
Спортивное ориентирование на местности
5.
3.2.
Туристическая техника

3.3.
Общая физическая подготовка
5.

Всего
26.




















Теоретический курс.
1.        Медико-биологическне основы
1.1.   Влияние физических упражнений на деятельность сердечно-сосудистой системы. Реакция дыхательной, нервной, мышечной и других систем на различные физические нагрузки.
1.2   Вредные привычки и их профилактика. Закаливание. Формирование правильной осанки. Значение физических упражнений для поддержки умственной и физической работоспособности.
Инфекционные заболевания и их профилактика. Ушибы, травмы, раны и правила оказания помощи. Первая доврачебная помощь при травмах, ожогах, обморожениях и т. д. Как распознать перелом, вывих, растяжение мышц и связок, характерные симптомы. Первая медицинская помощь при утоплении, тепловом и солнечном ударах, обмороке и т. д.

2.     Теоретические аспекты занятий туризмом и спортивным ориентированием.
2.1.   Наш край-Забайкалье. Памятники природы. Заповедники и заказники Забайкалья. Животный и растительный мир.
2.2.   Виды компасов и типы карт. Топографические знаки. Как читать
карту .Составление карт. Приёмы ориентирования.
2.3 . Законы, правила и традиции туристов. Правила проведения походов. Безопасность в походе. Узлы, способы вязания и их применения.
Виды и типы переправ. Укладка рюкзака. Составление перечня обязательного инвентаря, оборудования, снаряжения и продуктов питания для однодневного похода.
'2.4. Погода и её предсказание. Походная аптечка. Некультурные съедобные растение, грибы, ягоды, орехи, корни. Способы охоты и рыбалки. Травы и лекарственные растения. Виды экстремальных сред.
Чрезвычайные ситуации, их классификация.
3.   Практический курс
3.1     Работа с картой и компасом. Определение азимута. Грубое ориентирование по карте и компасу. Приёмы ориентирования. Ориентирование по легенде и местным признакам.
3.2     Вязка узлов. Переправы через различные преграды. Спуски и подъёмы спортивным способом. Изготовление носилок из подручного материала. Переноска пострадавшего подручными средствами. Страховка и самостраховка. Укладка рюкзака и установка палатки.
Физические упражнения, направленные на развитие быстроты, выносливости, силовых способностей, ловкости и гибкости. Преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, искусственных и естественных преград. Бег по пересеченной местности. Прикладные виды плавания (при наличии условий ).

Практическая работа «Виды туристских костров»

Задачи. 1. Создать у учащихся представление о различных видах костров с использованием их наглядного изображения. 2. Научить учащихся выбору приемлемого вида костра в зависимости от типа похода и погодных условий.
Место проведения, инвентарь. Практическая работа проводится в природных условиях в лесопарковых зонах, однако можно организовать ее и в условиях классной комнаты или спортивного зала (для этого необходимо заранее заготовить сухие поленья — их можно набрать в лесу и напилить в кабинете труда размером до 30-40 см).
Учащиеся знакомятся с раскладкой разных видов костров.
1.  «Шалаш». Удобен для приготовления пищи и для освещения лагерной площадки. Еще одно достоинство — вместо дров можно ис-пользовать валежник и хворост. Недостаток — узкая зона нагрева, мало углей, нуждается в постоянном подкладывании сушняка.
2.  «Колодец». Один из жарких костров. Медленно сгорая, толстые, короткие поленья образуют много углей, дающих высокую температуру. При широком пламени одновременно удобен для обогрева туристов и сушки их одежды.
3.  «Звездный» (рис. 1,3). В основном из-за своего узкого, жаркого медленного пламени является костром для освещения. Практически не подходит для приготовления пищи. Образует много углей.
4.  «Таежный». Сооружают из больших бревен (2-3 м) — длинный костер. Широкий огонь его позволяет готовить пишу для большой группы туристов, сушить вещи, обогреваться. Наиболее удобен для зимних походов.
5.  «Нодья». Обычно для раскладки костра применяют сухостойную ель (береза быстро сгорает, сосна и осина плохо разгораются и часто гаснут, пихта разбрасывает далеко вокруг себя искры). Правильно сложенный и ра­зожженный костер горит всю ночь ровным и жарким пламенем, не требуя к себе особо пристального внимания. Чаще всего используется для длительного обогрева,
6.  «Камин». Удобен для разведения в ветреную погоду. Используется для ночлега одного-двух человек.
7.  «Полинезийский». Удобен для разведения в ветреную и дождливую погоду. Разводится в яме, когда требуется большое количество углей, но в запасе нет дров.
8.  «Ночной». Бревна укладывают так, чтобы они загорались не сразу, а горели только их верхние концы. Ночью горящие бревна надо два-три раза подавать вперед.
При проведении практической работы необходимо проинструктировать учащихся по правилам пожарной безопасности и сохранения зеленых насаждений от возгорания:
нельзя разжигать костер вблизи деревьев, на торфяных болотах, в пещерах; перед разжиганием костра необходимо окопать кострище и обложить его камнями, особенно это важно в местности с сухой травой; нельзя при разжигании костра использовать легковоспламеняющиеся и эфирные соединения; запрещается рубить живые деревья; после окончания использования костер нужно тщательно потушить — залить водой и при­сыпать землей; несколько кострищ рядом — позор для туриста!

Практическая работа «Туристские узлы»

Задачи. 1. Создать у учащихся представление о страховке и самостраховке в походных условиях. 2. Научить учащихся вязать различные туристские узлы в зависимости от вида деятельности.
Место проведения, инвентарь, Практическую работу лучше всего проводить в два этапа — сначала в условиях классной комнаты чтобы отработать технику вязания узлов, а затем в природных условиях (например, на школьном участке), чтобы закрепить полученные знания на практике. Необходимо заготовить капроновые веревки диаметром 5-10 мм.
Объяснить учащимся, что при передвижении по маршруту и преодолении препятствий в туристском походе большое значение уделяется страховке. Для этого чаще всего применяются капроновые веревки. Их используют также при наведении переправ, организации подъема и спуска по крутому склону, при постановке палатки и т.д. Пригодятся они в любом туристском путешествии, практически и во всех других видах деятельности.
Туристские узлы бывают двух видов.
1.     Узлы для связывания двух веревок: «Ткацкий», «Прямой» (морской), «Брам-шкотовый — 2 варианта.
2.     Узлы для петель и обвязки (применяются для привязывания к неподвижному предмету — дереву, скале — и обвязывания туриста при ор­ганизации страховки): «Восьмерка», «Штык».

Практическая работа «Постановка палатки»

Задачи. 1. Научить учащихся правильно выбирать место для бивака и готовить площадку для постановки палатки. 2. Научить постановке палатки на открытом пространстве, между деревьев, используя вместо готовых стоек и колышков природный материал. 3. Научить сборке палатки.
Место проведения, инвентарь. Практическая работа проводится в природных условиях, также можно провести ее и в условиях спортивного зала или рекреации. Необходимо приготовить для занятия 1-3 палатки.
Для походов 2-й и более высоких категорий сложности желательно иметь специальную палатку. Чаще всего используют двускатные палатки «Памирка» и палатки «Депо».
Выбор места постановки палатки. Выбранное место очищают от камней, шишек и т.д. Для нормального сна важно, чтобы площадка была го­ризонтальной. В крайнем случае при покатости местности головы туристов должны во время сна находиться выше ног. Зимой в снегу роют углубление или ограничиваются утаптыванием снежной площадки и выравниванием ее. Палатку желательно ориентировать входом на открытое пространство — лесную опушку, озеро. При ветре палатку ставят так, чтобы ветер дул в ее «торец» — в заднюю стенку.
Постановка палатки. Двускатную палатку расстилают дном вниз. Сначала расстилают дно палатки. Его плотно растягивают с помощью колышков. Затем ставят большие колья или стойки у входа и задней стенки палатки.
После этого натягивают конек палатки, закрепляя веревочные оттяжки колышками. Колышки забивают под углом 45. Застегнув вход в палатку, натягивают боковые оттяжки. Если скаты крыши хорошо натянуты, значит, палатка поставлена правильно. Если крыша провисает и морщинится, то во время дождя палатка будет протекать.
Сборка палатки. Двое туристов снимают верх палатки с больших кольев и держат его на весу. Затем складывают палатку так, чтобы края ее совместились. После этого скатывают палатку в рулон.

Практическая работа «Безопасность туристского путешествия и оказание первой помощи»
                  Задачи. 1. Сообщить учащимся необходимые сведения о правилах безопасности туристских путешествий.
2. Создать у учащихся представле­ние об основных повреждениях, встречающихся в природных условиях.
3. Научить оказывать первую медицинскую помощь: различные виды повязок, иммобилизация конечностей, наложение жгута, искусственное дыхание (теория), непрямой массаж сердца.
Места проведения и инвентарь. Практическая работа проводится в условиях классной комнаты. Должен заранее заготовить плоские марлевые бинты (6-8 штук), жгуты (ленточные или трубчатые — 2-4штуки), шины (или подручный материал для иммобилизации конечностей).
На туристской тропе могут встретиться различные трудности и даже опасности, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Одни из них связаны с реальными природными препятствиями (перевалами, болотами). Другие зависят от изменений погоды. Третьи (наиболее многочисленные) вызываются неправильным поведением туристов. К ним относят солнечные, химические и термические ожоги, ранения режущими и колющими предметами, отравления продуктами питания, желудочно-кишечные за­болевания. Потертости, опрелости, мозоли, ушибы, растяжения, вывихи, переломы, сотрясения мозга, острая сердечно-сосудистая недостаточность. Обмороки, обморожения, простудные заболевания, тепловые удары, поражения электричеством, ранения дикими животными, укусы ядовитых змей и насекомых и др.
Чтобы туристский поход прошел благополучно и успешно, при его организации и проведении следует выполнять определенные требования безопасности:
к походам допускают лишь школьников, прошедших медицинское обследование и инструктаж;
все участники похода обязаны соблюдать правила поведения и установленные режимы передвижения и отдыха;
участникам похода запрещается изменять установленный маршрут движения и самовольно оставлять место расположения группы;
в походе группу учащихся должны сопровождать двое-трое взрослых, как минимум один из которых должен владеть специальными знаниями по ориентированию на местности и выживанию в автономных условиях;
для оказания первой медицинской помощи группа должна иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевя­зочных средств (примерный перечень лекарств медицинской аптечки см. ниже):
         о        несчастном случае пострадавший или его очевидец должны немедленно сообщить руководителю туристского похода.
Наиболее часто встречающее повреждения и способы оказания необходимой первой помощи.
Ушибы — повреждение мягких тканей без нарушения целостности ножного покрова. Характерные признаки: боль на месте ушиба, припухлость, изменение цвета кожи в результате кровоизлияния, нарушение функции конечности. Помощь: полный покой, если есть ссадины, их смазывают йодом или зеленкой. На место ушиба кладут лед, после чего накладывают давящую повязку.
                  Вывихи — полное смещение суставных поверхностей костей, вызывающее нарушение функции суставов. Характерные признаки: конечность принимает вынужденное положение, деформируется сустав, ощущаются болезненность и ограничение движений. Помощь: полный покой поврежденной конечности путем наложения фиксирующей повязки. Руку подвешивают на косынку, на ногу накладывают шину, направляют травмированного в лечебное учреждение.
Переломы — полное или частичное нарушение целостности кости. Переломы бывают: закрытые — без повреждения кожных покровов и слизистых оболочек; открытые — с повреждением кожных покровов или слизистых оболочек; без смещения — обломки кости остаются на месте; со смещением обломки кости смещаются. Характерные признаки: резкая боль, припухлость, кровоизлияние, ограничение движений. Помощь: полный покой, иммобилизация (обеспечение неподвижности поврежденной конечности), направление травмированного в лечебное учреждение.
Раны — повреждение тканей и отдельных органов с нарушением целостности общего покрова, вызванное механическим воздействием: резаные, рубленые, колотые, рваные, укушенные. Помощь: остановить кровотечение, наложить стерильную повязку.
Кровотечения — капиллярные, венозные, артериальные. Помощь: при капиллярном — давящая повязка; при венозном и артериальном — наложение жгута или затяжки, направление в медицинское учреждение.
Ожог — нарушения целостности кожного покрова, вызванные действием высокой температуры. Помощь: обработать пораженные поверхности раствором питьевой соды с водой, наложить стерильную повязку, например, с синтомициновой эмульсией.
Обморожение. Помощь: согреть обмороженную поверхность тела, растерев до покраснения (ни в коем случае не снегом!), дать горячее питье, лучше всего крепкий чай. Согревание должно быть медленным.
Отравления. Могут вызываться употреблением недоброкачественных продуктов, режимом питания, употреблением плохой воды. Профилактика: соблюдение простейших гигиенических правил — в походных условиях нельзя употреблять вареные виды колбас, а также мясные и молочные продукты домашнего приготовления; консервы во вздутых банках; воду надо пить только из чистых источников, причем кипяченую; не оставлять для вторичного употребления консервы, особенно во вздутых банках. Помощь: промыть желудок, выпив несколько стаканов теплой воды с содой (горчицей, горькой солью и т.д.) до появления рвоты; впоследствии — строгая диета, крепкий чай. При расстройстве желудка: активированный уголь, бесалол и энтеросептол.
Сердечно-сосудистая недостаточность, обмороки. Могут быть вызваны большими нагрузками, перегревом, нарушением режима. Признаки: синеют губы и кончики пальцев, учащается пульс, человек ощущает нехватку воздуха. Помощь при сердечно-сосудистой недостаточности: полусидячее
положение, освобождение от стягивающей одежды, валидол под язык; при обмороке:       в положении лежа голова выше ног, освобождение от
стягивающей одежды, обрызгать лицо холодной водой, дать понюхать на­шатырного спирта, пришедшему в сознание — крепкий чай, кофе.
Поражение электричеством. Профилактика: если гроза застанет в лесу, не прятаться под высокими деревьями. Особенно опасны дуб, тополь и ель. В березу, клен и кустарники молния попадает редко. Помощь: пораженному молнией немедленно делают искусственное дыхание, при остановке сердца – закрытый массаж, согревание, прием анальгина. После восстановления — горячий чай.
Укусы насекомых и змей. При укусах пчел и ос необходимо обработать место укуса нашатырным спиртом и удалить жало. Во избежание аллергической реакции укушенному надо принять антигистаминное средство (супрастин, фелкарпол). В районах наличия ядовитых змей в состав медицинской аптечки включают противозмеииую сыворотку, При ее отсутствии при укусе змеей делают крестообразный надрез раны в течение 20 мин., отсасывают яд из раны и сплевывают его. Затем на рану накладывают стерильную повязку.
Несчастные случаи на воде.
После извлечения утопающего из воды его рот очищают от песка, удаляют воду из легких (кладут животом на согнутое колено и надавливают на спину), затем делают искусственное дыхание. Наиболее эффективные способы — «изо рта в рот» и «изо рта в нос». Пострадавшего укладывают на спину с запрокинутой головой, приблизительно 20 раз в 1 мин., с одинаковым интервалом вдувают воздух в рот, а нос зажимают рукой. Из гигиенических соображений, искусственное дыхание проводят через марлевую салфетку. Если у пострадавшего не прощупывается пульс, делают закрытый массаж сердца. Он проводится толчкообразными нажатиями на область 4-5-го ребра слева от грудины с частотой 50-60 раз/мин.

Положение о проведении туристского соревнования по группе 6-8 кл.

1.   Цели и задачи.
1. Популяризация туризма и активного отдыха среди учащихся.
2. Проверка специальных туристских умений и навыков.
3.Обучение учащихся особенностям организации и проведения туристских мероприятий, а также подвижных и спортивных игр на свежем воздухе.
2.Время и место проведения. 10 сентября 2013 г.
3.Программа соревнований.

9.               — сбор команд, распределение туристского снаряжения, ознакомление с картой местности.
9.15         — выход на маршрут, применение на маршруте спортивного ориентирования.
11.0      — прибытие команд на место соревнования.
11.15  — конкурс биваков.
12.0         — школа туризма (постановка палатки, разжигание костра, туристские узлы).
12.30  — соревнования по мини-футболу.
14.0      — обед, конкурс туристских обедов.
15.0      — уборка и сдача территории.
15.30  — подведение итогов соревнований.
16.0      — отбытие команд с поляны.
                  Соревнования по спортивному ориентированию. Участвуют по 2-3 человека от группы. Одни участники ведут команды от места выхода до ориентира, указанного на карте, другие — от ориентира до места стоянки. Оцениваются навыки обращения с компасом, знание топографических знаков и умение читать карту.
Конкурс биваков. Содержание бивака оценивают на протяжении всего пребывания на соревнованиях. Учитывают чистоту и порядок на территории, наличие ямы для мусора, уборку территории по окончании соревнований.
Конкурс туристских обедов. Оцениваются качество приготовленной пищи, оформление и аккуратность стола, а также поведение команды во время обеденного перерыва.
Школа туризма. По 3-4 человека от каждой команды показывают умения в постановке палатки. Оцениваются качество и быстрота. Также проходят соревнования по разжиганию костра.
Соревнования по мини-футболу. Состав каждой команды — 5 человек. Матчи состоят из двух таймов по 15 мин.
Конкурс туристских фотоснимков. Из состава команды выделяют по 1-2 человека с фотоаппаратом, которые должны запечатлеть участие команды в туристских мероприятиях. Готовые фотоснимки сдают преподавателям в течение недели по окончании соревнований. Лучшие фотоснимки помещают на специальный стенд. По тому же принципу проходит конкурс на лучшее исполнение туристской песни.
Подведение итогов. В каждом соревновании определяют победителя, а командам начисляют очки в соответствии с местом, занятым ею (4-е место — 1 очко, 3-е место — 2 очка, 2-е место — 3 очка, 1-е место — 4 очка). Победители в комплексном зачете выявляются по наибольшей сумме набранных очков. Победители конкурсов награждаются грамотами, вымпелами.
4.   Руководство проведением соревнований. Общее руководство по организации и проведению соревнований возлагается на коллектив физической культуры школы.
Полоса препятствий из 9 этапов.
1.   «Обезьянник». Две веревки натягивают по горизонтали — одна внизу, другая — наверху, невысоко от земли. Задача — пройти по нижней веревке, держась за верхнюю(параллельные веревки).
2.   «Усложненный обезьянник» (рис. 3,2), То же, что этап 1, только веревки посередине скрепляют, образуя бант(бабочка).
3.   «Паутина». Веревки натягивают крестом между деревьями, начиная сверху. Задача — залезть вверх, перелезть, спуститься.
4.   «Бревно»- Бревно подвешивают за концы на веревках. Задача — быстро пройти по бревну, как можно реже касаясь земли.
5.   «Перелезание с веревочной лестницей»). Веревочную лестницу вешают вертикально по дереву. В точке перестежки она переходит в горизонтальную веревку. Спуск такой же. Задача — быстро проползти или пройти по препятствию, не набрав штрафных очков
6.   «Сетка между деревьями». Между деревьями натягивают сетку. Задача — залезть по сетке, перелезть на другую сторону и спуститься за минимальный промежуток времени. «Кочки». На трассе рисуют или выкладывают кочки разного размера. Задача — передвигаться, прыгая с кочки на кочку.
7.   «Перенос пострадавшего». Участники перед стартом вытаскивают билет с указанием повреждения их партнера, затем (с минимальной подсказкой от судьи) им надо соорудить носилки и перенести пострадавшего к указанному месту, где они должны оказать ему первую помощь.
8.   «Ловкий повар». Задача за максимально короткий срок очистить картошку


Комментариев нет:

Отправить комментарий